«Космический
прорыв»
Российские власти растворились в череде токсичных мега-проектов. В
столичном регионе небожители запустили сразу две «стройки века» - это варварская
застройка новых территорий Москвы и не менее одиозное строительство так
называемой Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Строительство ЦКАД - федеральной дороги вокруг Москвы - якобы «призвано
разгрузить Малое и Большое бетонные кольца, убрать из Москвы транзитный
автотранспорт и создать точки роста экономики не только Московской области, но
и всей России».
На Петербургском экономическом форуме 21 июня 2013 года Владимир Путин
подарил средства Фонда национального благосостояния РФ сообществу крупнейших
российских бизнесменов, занимающихся строительством: «Центральная кольцевая
автомобильная дорога, которая фактически будет заново проложена по территории
Московской области и по районам Новой Москвы. Участки трассы пройдут на
расстоянии 30–70 километров от Московской кольцевой автомобильной дороги…».
Еще дальше пошел премьер Дмитрий Медведев: «Центральная кольцевая
автодорога - это не просто еще одно кольцо вокруг Москвы, это современная
скоростная трасса, которая нужна огромному количеству людей и компаний, со всей
необходимой дорожной инфраструктурой... Появление такой магистрали усилит
позиции Московского региона как крупного международного хаба, который удачно
расположен на пересечении нового Шелкового пути», - заявил он 9 июня 2017 года
в Звенигороде Московской области.
Глава «Автодора» разом переплюнул
всех обожателей ЦКАДА и назвал строительство никому не нужной дороги
«космическим прорывом»!
Москва давно имеет два дальних кольца - бетонки А107 и А108. Построены
они были не по транспортным соображениям, а по военным. Потоки по бетонкам
наглядно показывают, насколько «будет востребована ЦКАД».
Нынешних двухрядных дорог вполне хватает для пропуска автотранспорта,
заторы там создаются из-за железнодорожных переездов и одноуровневых
пересечений с радиальными магистралями. Еще одно узкое место действующих колец
- проезды через города - особенно через Ногинск и Бронницы на А107 и Дмитров,
Клин и Орехово-Зуево на А108.
Платить не будут
Платная ЦКАД - это главный парадокс путинского «проекта века». Именно
платностью автомагистрали обусловлено то, что вопреки предложениям экологов она
строится вне имеющихся Малого и Большого бетонного колец. Дело в том, что по
закону у платной трассы должен быть бесплатный дублер. Для ЦКАД такими
дублерами, по планам властей, должны стать «бетонки».
Во всем мире объезды вокруг
крупных городов строятся, чтобы отвести транзитные потоки с городских улиц.
Поэтому объездная трасса должна быть бесплатной и максимально привлекательной
для водителей. Даже в странах, где распространены платные автомагистрали,
участки вокруг крупнейших городов бесплатны. Платной кольцевой трассы вокруг
мегаполиса нет нигде в мире.
Несколько лет усиленного внедрения платных участков автомагистралей
позволяют судить о практике их эксплуатации. Значительная доля водителей
предпочитает не платить, а ехать по альтернативной дороге через города и села.
Эта проблема актуальна для всех населенных пунктов, вокруг которых идут платные
трассы. Раньше жители могли надеяться, что обходы заберут на себя транзитный
трафик, но сейчас видно: грузовые машины и легковые авто небогатых людей (более
старая и экологически вредная часть автопарка) едет через город. Они не хотят и
не будут платить.
Путинский «Проект
ЦКАДА», да еще и в платном исполнении, навсегда останется памятником бездарным
управленческим решениям.
Отвести от Москвы транзитный автотранспорт можно менее затратными
способами. Во-первых, продолжать реконструкцию бетонок - ликвидировать на них
железнодорожные переезды, построить обходы городов и других населенных пунктов.
В подходящих местах пристроить третью, обгонную полосу, полосы для разгона и
торможения на перекрестках, где-то улучшить профиль дороги, сгладить крутые
спуски и подъемы. Во-вторых, властям наконец-то стоит заняться дальними
обходами Москвы.
Финансовое
«болото»
Решение о строительстве ЦКАД было принято властями еще в 2003 году.
Однако много лет Московская область не могла найти достаточного финансирования.
Наконец властями был разработан механизм государственно-частного партнерства.
Оно предусматривало финансирование строительства и эксплуатацию дороги частным
бизнесом. Государство взяло на себя проектирование, разработку программ
развития прилегающих территорий и общее управление через госкомпанию «Автодор».
Несмотря на разработанный механизм инвестирования, реальных
концессионеров у «проекта века» нет, и не будет. Почему? У всех перед глазами
скандально-коррупционный пример Химкинского леса. Репутационные издержки для
французского инвестора, компании Vinci, оказались значительно выше издержек
материальных. А на ЦКАД таких потенциальных «химкинских лесов» - сотни, если не
тысячи.
Бесконечный кошмар, который ожидает
владельцев недвижимости и земельных участков в садовых товариществах и дачных
поселках, примыкающих к ЦКАД, очевиден. Это катастрофическое ухудшение экологии
в примыкающей к трассе зоне - более 3 километров, тотальное усиление шумов - в
зоне более 5 километров, кратное увеличение онкологических заболеваний.
Авторы ЦКАД договорились до
полного абсурда. Так, руководитель «Автодора» Сергей Кельбах обещает везде установить
шумозащитные экраны! Похоже г-н Кельбах обитает в каком-то другом, параллельном
мире.
Вариант компромисса в таких случаях уже известен. В проекте уменьшают
полосу отвода и проводят сверх дорогостоящие природоохранные, шумозащитные и
прочие мероприятия. Однако для возможного концессионера это означает
существенное увеличение затрат, уменьшение прибыли и постоянные судебные
разбирательства.
Без концессионных соглашений «проект ЦКАДА» превратиться либо в
долгострой, либо в финансовое «болото», поглощающее огромные средства
федерального бюджета, то есть деньги российских граждан.
Пока не поздно, властям
пора признать, что сама идея строительства очередной кольцевой дороги вокруг
Москвы выглядит абсурдной, нежизнеспособной и бесполезной.
АНТИ ЦКАД (по материалам СМИ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий