суббота, 21 октября 2017 г.

В кольце парадоксов

«Космический прорыв»

Российские власти растворились в череде токсичных мега-проектов. В столичном регионе небожители запустили сразу две «стройки века» - это варварская застройка новых территорий Москвы и не менее одиозное строительство так называемой Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Строительство ЦКАД - федеральной дороги вокруг Москвы - якобы «призвано разгрузить Малое и Большое бетонные кольца, убрать из Москвы транзитный автотранспорт и создать точки роста экономики не только Московской области, но и всей России».
На Петербургском экономическом форуме 21 июня 2013 года Владимир Путин подарил средства Фонда национального благосостояния РФ сообществу крупнейших российских бизнесменов, занимающихся строительством: «Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая фактически будет заново проложена по территории Московской области и по районам Новой Москвы. Участки трассы пройдут на расстоянии 30–70 километров от Московской кольцевой автомобильной дороги…».


Еще дальше пошел премьер Дмитрий Медведев: «Центральная кольцевая автодорога - это не просто еще одно кольцо вокруг Москвы, это современная скоростная трасса, которая нужна огромному количеству людей и компаний, со всей необходимой дорожной инфраструктурой... Появление такой магистрали усилит позиции Московского региона как крупного международного хаба, который удачно расположен на пересечении нового Шелкового пути», - заявил он 9 июня 2017 года в Звенигороде Московской области.
Глава «Автодора» разом переплюнул всех обожателей ЦКАДА и назвал строительство никому не нужной дороги «космическим прорывом»!
Москва давно имеет два дальних кольца - бетонки А107 и А108. Построены они были не по транспортным соображениям, а по военным. Потоки по бетонкам наглядно показывают, насколько «будет востребована ЦКАД».
Нынешних двухрядных дорог вполне хватает для пропуска автотранспорта, заторы там создаются из-за железнодорожных переездов и одноуровневых пересечений с радиальными магистралями. Еще одно узкое место действующих колец - проезды через города - особенно через Ногинск и Бронницы на А107 и Дмитров, Клин и Орехово-Зуево на А108.

Платить не будут

Платная ЦКАД - это главный парадокс путинского «проекта века». Именно платностью автомагистрали обусловлено то, что вопреки предложениям экологов она строится вне имеющихся Малого и Большого бетонного колец. Дело в том, что по закону у платной трассы должен быть бесплатный дублер. Для ЦКАД такими дублерами, по планам властей, должны стать «бетонки».
Во всем мире объезды вокруг крупных городов строятся, чтобы отвести транзитные потоки с городских улиц. Поэтому объездная трасса должна быть бесплатной и максимально привлекательной для водителей. Даже в странах, где распространены платные автомагистрали, участки вокруг крупнейших городов бесплатны. Платной кольцевой трассы вокруг мегаполиса нет нигде в мире.
Несколько лет усиленного внедрения платных участков автомагистралей позволяют судить о практике их эксплуатации. Значительная доля водителей предпочитает не платить, а ехать по альтернативной дороге через города и села. Эта проблема актуальна для всех населенных пунктов, вокруг которых идут платные трассы. Раньше жители могли надеяться, что обходы заберут на себя транзитный трафик, но сейчас видно: грузовые машины и легковые авто небогатых людей (более старая и экологически вредная часть автопарка) едет через город. Они не хотят и не будут платить.
Путинский «Проект ЦКАДА», да еще и в платном исполнении, навсегда останется памятником бездарным управленческим решениям.


Отвести от Москвы транзитный автотранспорт можно менее затратными способами. Во-первых, продолжать реконструкцию бетонок - ликвидировать на них железнодорожные переезды, построить обходы городов и других населенных пунктов. В подходящих местах пристроить третью, обгонную полосу, полосы для разгона и торможения на перекрестках, где-то улучшить профиль дороги, сгладить крутые спуски и подъемы. Во-вторых, властям наконец-то стоит заняться дальними обходами Москвы.

Финансовое «болото»

Решение о строительстве ЦКАД было принято властями еще в 2003 году. Однако много лет Московская область не могла найти достаточного финансирования. Наконец властями был разработан механизм государственно-частного партнерства. Оно предусматривало финансирование строительства и эксплуатацию дороги частным бизнесом. Государство взяло на себя проектирование, разработку программ развития прилегающих территорий и общее управление через госкомпанию «Автодор».
Несмотря на разработанный механизм инвестирования, реальных концессионеров у «проекта века» нет, и не будет. Почему? У всех перед глазами скандально-коррупционный пример Химкинского леса. Репутационные издержки для французского инвестора, компании Vinci, оказались значительно выше издержек материальных. А на ЦКАД таких потенциальных «химкинских лесов» - сотни, если не тысячи.
Бесконечный кошмар, который ожидает владельцев недвижимости и земельных участков в садовых товариществах и дачных поселках, примыкающих к ЦКАД, очевиден. Это катастрофическое ухудшение экологии в примыкающей к трассе зоне - более 3 километров, тотальное усиление шумов - в зоне более 5 километров, кратное увеличение онкологических заболеваний.


Авторы ЦКАД договорились до полного абсурда. Так, руководитель «Автодора» Сергей Кельбах обещает везде установить шумозащитные экраны! Похоже г-н Кельбах обитает в каком-то другом, параллельном мире.
Вариант компромисса в таких случаях уже известен. В проекте уменьшают полосу отвода и проводят сверх дорогостоящие природоохранные, шумозащитные и прочие мероприятия. Однако для возможного концессионера это означает существенное увеличение затрат, уменьшение прибыли и постоянные судебные разбирательства.
Без концессионных соглашений «проект ЦКАДА» превратиться либо в долгострой, либо в финансовое «болото», поглощающее огромные средства федерального бюджета, то есть деньги российских граждан.
Пока не поздно, властям пора признать, что сама идея строительства очередной кольцевой дороги вокруг Москвы выглядит абсурдной, нежизнеспособной и бесполезной.

АНТИ ЦКАД (по материалам СМИ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Саентологи ЦКАДА

Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) саентолог Кирилл Дмитриев (кличка «упырь») 16 апреля 2020 года получил от Владимира Путина ...